Вид работы: Информационно - реферативный.
Автор работы: Ахметзянова Гульнара, ученица 8 «б» класса
Руководитель работы: Ахметзянова Эльвира Канафиевна – учитель музыки 1 квалификационной категории, заместитель директора по воспитательной работе.
Содержание:
Введение.
1. Древнее нотное письмо.
2. Средние века, невменная запись.
3. Гвидо де Ареццо – основоположник нотной записи
4. Происхождение названий нот.
5. Современная нотная запись.
6. Выводы.
7. Использованная литература.
История создания нотной записи
Цель:
1. Узнать об истории возникновения нотной записи.
2. Выяснить актуальность темы.
3. Провести опрос учащихся, учителей.
Мне захотелось больше узнать об истории создания нотной записи. Чтобы выяснить актуальность темы я решила провести опрос учеников и учителей. Результаты опроса показали, что:
1. Учащиеся знают о нотах, но не знают историю их создания, даже учащиеся музыкальной школы.
2. Учителя имеют представление о нотах и нотных знаках.
3. Данная тема является актуальной, так как она не входит в школьную программу по музыке и расширяет знания по предмету. n Введение.
Невозможно представить, что было время, когда на свете не существовало нотной записи, и музыка передавалась только устно. Настоятельная потребность найти способ сохранения музыкальных напевов привела к созданию нотной записи. Усилиями многих поколений создавались все более совершенные системы перевода "живого" звучания музыки на язык условной графической записи - нотации. Сравнивая образцы нотного текста разных времен и народов, можно увидеть, что они не похожи. Но при всем различии в них есть и общее: музыка фиксируется с помощью специальных условных знаков. Они менялись на протяжении многовекового развития музыкальной культуры, и прошло много времени, прежде чем люди привыкли к той форме нотной записи, которая используется сейчас.
Цель:
1. Узнать об истории возникновения нотной записи.
2. Выяснить актуальность темы.
3. Провести опрос учащихся, учителей.
Мне захотелось больше узнать об истории создания нотной записи. Чтобы выяснить актуальность темы я решила провести опрос учеников и учителей. Результаты опроса показали, что:
1. Учащиеся знают о нотах, но не знают историю их создания, даже учащиеся музыкальной школы.
2. Учителя имеют представление о нотах и нотных знаках.
3. Данная тема является актуальной, так как она не входит в школьную программу по музыке и расширяет знания по предмету. n Введение.
Невозможно представить, что было время, когда на свете не существовало нотной записи, и музыка передавалась только устно. Настоятельная потребность найти способ сохранения музыкальных напевов привела к созданию нотной записи. Усилиями многих поколений создавались все более совершенные системы перевода "живого" звучания музыки на язык условной графической записи - нотации. Сравнивая образцы нотного текста разных времен и народов, можно увидеть, что они не похожи. Но при всем различии в них есть и общее: музыка фиксируется с помощью специальных условных знаков. Они менялись на протяжении многовекового развития музыкальной культуры, и прошло много времени, прежде чем люди привыкли к той форме нотной записи, которая используется сейчас.
1. Древнее нотное письмо.
Из всех известных способов самым древним является обозначение мелодий, передаваемых по слуху, с помощью рисунков. Образцы такой записи обнаружены при изучении древнеегипетских памятников. К древнейшим способам относится также слоговая запись музыкальных звуков с помощью клинописи, применявшаяся, как предполагают ученые, в Древнем Вавилоне. До сих пор считалось, что первая система нотного письма, включавшая семь нот, была разработана Пифагором в VI веке до нашей эры. Однако, по словам итальянских исследователей, им удалось доказать, что аналогичная система существовала на берегах Нила уже в середине IV тысячелетия до нашей эры! Для записи нот использовались иероглифы, обозначавшие небесные светила. Среди них - Солнце, Луна и звезды: Сириус, посвященный богине Изиде, и Венера, которая в мифологии древних египтян служила олицетворением божества времени.
Нотная грамота могла зародиться и на территории современной Сирии.
С таким утверждением выступили сирийские ученые, завершив на днях исследования записей, обнаруженных в древнем городе Угарит на северо-западе Сирии в 50-х годах прошлого века. Тогда археологам удалось найти записанные музыкальные символы, относящиеся к середине второго тысячелетия до нашей эры. Завершенное на днях исследование подтвердила сделанная в Угарите находка - первая запись музыкального произведения в истории человечества.
Таким образом, возникновение нот приблизительно можно датировать 3500 годом до нашей эры.
Дальнейшее развитие музыкальной письменности связано с буквенным обозначением звуков, указывающих на их высоту. Зародившись в Древней Греции, эта система получает все более широкое распространение. Со временем буквы греческого алфавита заменяются латинскими. И сейчас можно встретить обозначение звука "до" латинской буквой "c", звука "ре" - д.
2. В средние века появляется невменнная нотация, характерная для культовой музыки.
В Григорианской музыке была разработана специальная система записи песнопений. Первоначально они обозначались невмами (буквально "знак, намек” от греч. pneuma "дуновение”) - условными знаками, передававшими общее направление развития мелодии. По замечанию исследователей невма, как форма нотации, была принята римским папой Григорием Великим. Невменная запись напоминала конспект, в котором указано лишь главное, а детали исполнитель должен знать сам. Одна над другой проводились две черты (обычно разного цвета - жёлтого и красного), обозначавшие высоту основных звуков, а невмы записывались вокруг или прямо на этих линейках.
Ещё одна из разновидностей невменного письма - русское крюковое, или знаменное письмо. Условные обозначения состояли из графических значков типа черточек, точек, запятых и их разнообразных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Не указывая точной высоты звуков, невмы наглядно изображали мелодическую линию, помогая певцам вспомнить мелодии знакомых им по слуху песнопений. Так постепенно в недрах невменного письма зарождалась линейная нотация, объединявшая наглядность невм и звуковысотную точность буквенной записи.
3. Гвидо дэ Ареццо – основоположник нотной записи.
Подлинную реформу, приведшую в итоге к образованию современной системы нотного письма, совершил монах бенедиктинец Гвидо Аретинский (ок. 995-1050 гг.). Он был выдающимся музыкантом своего времени - учёным и педагогом. Гвидо из Ареццо (Тоскана) писал: «Опытные музыканты при помощи упражнений, слушая, узнают особенности или, если можно так выразиться, характерные физиономии ладов... И разнообразие ладов прилаживается к разным требованиям духа: одному нравятся скачки III лада, другому — ласковость VI лада, третьему — болтливость VII лада, четвертый высказывается за прелесть VIII лада. Неудивительно, что слух находит удовольствие в разных звуках, так же как зрение — в разных красках».
Суть его реформы нотной записи состоит в том, что к имевшимся уже двум линиям f и c он добавил ещё две. Так образовалась четырёхлинейная система. Буквенные знаки, обозначавшие высоту каждой из них, и невмы стали записываться не только на самих линиях, но и в просветах между ними. Все четыре линии были объединены в единую систему, ставшую прообразом современного нотного стана, а буквенные обозначения высоты линий постепенно трансформировались в ключи - условные графические знаки, определяющие высоту расположенных на нём нот.
Постепенно изменились и сами обозначения звуков. Так, вместо невм стали писать на линиях и между ними квадратные ноты (возникло так называемое хоральное письмо), а в целом нотная запись значительно упростилась и приобрела необходимую для чтения наглядность. Четырехлинейная система стала прообразом современной нотной записи, основанной на пяти линиях.
Из всех известных способов самым древним является обозначение мелодий, передаваемых по слуху, с помощью рисунков. Образцы такой записи обнаружены при изучении древнеегипетских памятников. К древнейшим способам относится также слоговая запись музыкальных звуков с помощью клинописи, применявшаяся, как предполагают ученые, в Древнем Вавилоне. До сих пор считалось, что первая система нотного письма, включавшая семь нот, была разработана Пифагором в VI веке до нашей эры. Однако, по словам итальянских исследователей, им удалось доказать, что аналогичная система существовала на берегах Нила уже в середине IV тысячелетия до нашей эры! Для записи нот использовались иероглифы, обозначавшие небесные светила. Среди них - Солнце, Луна и звезды: Сириус, посвященный богине Изиде, и Венера, которая в мифологии древних египтян служила олицетворением божества времени.
Нотная грамота могла зародиться и на территории современной Сирии.
С таким утверждением выступили сирийские ученые, завершив на днях исследования записей, обнаруженных в древнем городе Угарит на северо-западе Сирии в 50-х годах прошлого века. Тогда археологам удалось найти записанные музыкальные символы, относящиеся к середине второго тысячелетия до нашей эры. Завершенное на днях исследование подтвердила сделанная в Угарите находка - первая запись музыкального произведения в истории человечества.
Таким образом, возникновение нот приблизительно можно датировать 3500 годом до нашей эры.
Дальнейшее развитие музыкальной письменности связано с буквенным обозначением звуков, указывающих на их высоту. Зародившись в Древней Греции, эта система получает все более широкое распространение. Со временем буквы греческого алфавита заменяются латинскими. И сейчас можно встретить обозначение звука "до" латинской буквой "c", звука "ре" - д.
2. В средние века появляется невменнная нотация, характерная для культовой музыки.
В Григорианской музыке была разработана специальная система записи песнопений. Первоначально они обозначались невмами (буквально "знак, намек” от греч. pneuma "дуновение”) - условными знаками, передававшими общее направление развития мелодии. По замечанию исследователей невма, как форма нотации, была принята римским папой Григорием Великим. Невменная запись напоминала конспект, в котором указано лишь главное, а детали исполнитель должен знать сам. Одна над другой проводились две черты (обычно разного цвета - жёлтого и красного), обозначавшие высоту основных звуков, а невмы записывались вокруг или прямо на этих линейках.
Ещё одна из разновидностей невменного письма - русское крюковое, или знаменное письмо. Условные обозначения состояли из графических значков типа черточек, точек, запятых и их разнообразных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Не указывая точной высоты звуков, невмы наглядно изображали мелодическую линию, помогая певцам вспомнить мелодии знакомых им по слуху песнопений. Так постепенно в недрах невменного письма зарождалась линейная нотация, объединявшая наглядность невм и звуковысотную точность буквенной записи.
3. Гвидо дэ Ареццо – основоположник нотной записи.
Подлинную реформу, приведшую в итоге к образованию современной системы нотного письма, совершил монах бенедиктинец Гвидо Аретинский (ок. 995-1050 гг.). Он был выдающимся музыкантом своего времени - учёным и педагогом. Гвидо из Ареццо (Тоскана) писал: «Опытные музыканты при помощи упражнений, слушая, узнают особенности или, если можно так выразиться, характерные физиономии ладов... И разнообразие ладов прилаживается к разным требованиям духа: одному нравятся скачки III лада, другому — ласковость VI лада, третьему — болтливость VII лада, четвертый высказывается за прелесть VIII лада. Неудивительно, что слух находит удовольствие в разных звуках, так же как зрение — в разных красках».
Суть его реформы нотной записи состоит в том, что к имевшимся уже двум линиям f и c он добавил ещё две. Так образовалась четырёхлинейная система. Буквенные знаки, обозначавшие высоту каждой из них, и невмы стали записываться не только на самих линиях, но и в просветах между ними. Все четыре линии были объединены в единую систему, ставшую прообразом современного нотного стана, а буквенные обозначения высоты линий постепенно трансформировались в ключи - условные графические знаки, определяющие высоту расположенных на нём нот.
Постепенно изменились и сами обозначения звуков. Так, вместо невм стали писать на линиях и между ними квадратные ноты (возникло так называемое хоральное письмо), а в целом нотная запись значительно упростилась и приобрела необходимую для чтения наглядность. Четырехлинейная система стала прообразом современной нотной записи, основанной на пяти линиях.
4. Происхождение названий нот.
Примерно в то же время появились и названия для основных звуков — Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Это были начальные слоги первых шести слов латинского гимна, написанного монахом Павлом Диаконом в честь апостола Иоанна. История возникновения этого гимна такова. Очень много лет назад, в древней Иудее случилось страшное злодеяние. Царь Ирод, недовольный справедливым осуждением своих дурных поступков, решил казнить обвинителя — праведника Иоанна. Приговор свершился, и Иоанн был обезглавлен. Люди, потрясенные ужасным преступлением, с тех самых пор Иродом стали называть всякого бездушного, недоброго человека, Иоанн же за свои мучения был причислен к лику святых. Тогда же сложилось предание о том, что обращение в молитве к имени святого Иоанна помогает излечиваться от горловых болезней. UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum, SOLve polluti LAbii reatum, Sancte Ioannes. В конце XVI в. для обозначения VII ступени в семиступенном звукоряде был введён слог "си" (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, около 1574 года). Во 2-й половине XVII в. неудобный для распевания слог "ут" был заменён слогом "до" итальянцем Дж. Дони, около 1540 года.
Итак, новая нотация созданная Гвидо д'Ареццо, дала возможность точно и наглядно фиксировать высоту звуков, что само по себе было выдающимся достижением того времени. Но ритмическая запись нот оставалась ещё несовершенной. Решение этой проблемы было найдено позже, в Западной Европе в конце XII-начале XIII века, когда была изобретена так называемая мензуральная нотация. Мензуральная нотация это система музыкальных звуков, применявшаяся в XIII-XVI веках. В отличие от хоральной, она позволяла фиксировать не только высоту, но и относительную длительность звуков. В этот период была добавлена пятая линия к нотному стану. Значительные изменения происходили в графическом написании нотных знаков. Сменившие невмы квадратные головки округлились, появились нотные штили. С переходом от записи нот на папирусе к записи на бумаге произошло подразделение нотных знаков на "белые" (незаполненные) и "чёрные" (заполненные). Четырёхлинейную нотную строку заменил более удобный пятилинейный нотный стан.
5. Современная нотная запись.
Итак, новая нотация созданная Гвидо д'Ареццо, дала возможность точно и наглядно фиксировать высоту звуков, что само по себе было выдающимся достижением того времени. Но ритмическая запись нот оставалась ещё несовершенной. Решение этой проблемы было найдено позже, в Западной Европе в конце XII-начале XIII века, когда была изобретена так называемая мензуральная нотация. Мензуральная нотация это система музыкальных звуков, применявшаяся в XIII-XVI веках. В отличие от хоральной, она позволяла фиксировать не только высоту, но и относительную длительность звуков. В этот период была добавлена пятая линия к нотному стану. Значительные изменения происходили в графическом написании нотных знаков. Сменившие невмы квадратные головки округлились, появились нотные штили. С переходом от записи нот на папирусе к записи на бумаге произошло подразделение нотных знаков на "белые" (незаполненные) и "чёрные" (заполненные). Четырёхлинейную нотную строку заменил более удобный пятилинейный нотный стан.
5. Современная нотная запись.
По мере развития многоголосия стали использовать систему из нескольких нотных строк, расположенных одна над другой и объединённых общей начальной чертой или фигурной скобкой - акколадой.С того времени и поныне мы имеем знакомые всем До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, записанных на пяти линейках нотного стана. Эта система единая и признанная во всём мире. Для того чтобы записать свой музыкальный шедевр нужно элементарно освоить нотную грамоту, хотя бы на уровне музыкальной школы. Но современная жизнь не стоит на месте и век технического прогресса затронул и музыку. Существует масса возможностей записать музыку: магнитофоны, диктофоны, компьютеры, нотные редакторы. На слайде изображена первая фраза детской песенки "Маленькой елочке холодно зимой". Для компьютера такая запись - самая удобная. Определено все и даже больше: когда, какая нота, сколько должна длиться, на каком треке, через какой MIDI-канал. Даже на таких маленьких примерах видно как усложнится нотная запись, если компьютер станет давать указания в нотном редакторе в виде реально звучащей музыки, а не в условных нотных обозначениях.
6. Выводы.
1.Так, благодаря стараниям Гвидо Аретинского и других музыкантов нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сначала во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.
2. К сожалению, в связи с долгим развитием и становлением нотной записи многие музыкальные произведения древности до нас так и не дошли и мы не имеем представления о древней музыке нашего народа.
3. Существующая на сегодняшний день нотная запись не является самой удобной, но это пока самый оптимальный вариант и лучшего ещё никто не придумал.
7. Использованная литература:
1. Энциклопедия для юного музыканта, Санкт – Петербург «Диамант» «Золотой век», 1997
2. Энциклопедия для детей, т. 7 «Искусство» ч.1, М. «Аванта», 2001
3. Интернет ресурсы: · Википедия, «Нотная запись»; · нотные редакторы – особенности и основные функции (Павел Живайкин, на основе материалов книги «600 звуковых и музыкальных программ») · Сайт Анны Беликовой –http://vmfio.ru/works/41/1/wi105
6. Выводы.
1.Так, благодаря стараниям Гвидо Аретинского и других музыкантов нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сначала во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.
2. К сожалению, в связи с долгим развитием и становлением нотной записи многие музыкальные произведения древности до нас так и не дошли и мы не имеем представления о древней музыке нашего народа.
3. Существующая на сегодняшний день нотная запись не является самой удобной, но это пока самый оптимальный вариант и лучшего ещё никто не придумал.
7. Использованная литература:
1. Энциклопедия для юного музыканта, Санкт – Петербург «Диамант» «Золотой век», 1997
2. Энциклопедия для детей, т. 7 «Искусство» ч.1, М. «Аванта», 2001
3. Интернет ресурсы: · Википедия, «Нотная запись»; · нотные редакторы – особенности и основные функции (Павел Живайкин, на основе материалов книги «600 звуковых и музыкальных программ») · Сайт Анны Беликовой –http://vmfio.ru/works/41/1/wi105