Меню сайта
Учительская
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Рахматуллина Занифа Ханиповна.Разработка учителя по биологии. Занифа Ханиповна. Урок на тему « Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности» Цель урока: расширить и углубить знания о типе членистоногих путём изучения насекомых. Задачи урока: показать особенности организации насекомых, позволившие достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания; продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой, выявлять черты приспособленности к среде обитания. Оборудование: коллекция насекомых, таблицы « Тип членистоногие. Класс Насекомые, рисунки из книг, препаровальные иглы. Ход урока. I.Проверка знаний учащихся: Индивидуальный опрос: 1) Назовите известных вам клещей. Почему их объединяют в эту группу? 2) Каковы их практическое значение? 3) Каковы имеются меры борьбы с клещами? 4) К какому классу относят клещей и почему? II. Изучение нового материала. 1) Насекомые – наиболее высокоорганизованный класс по сравнению с членистоногими других классов, многообразие видов, широкое распространение, заселение почти всех основных сред обитания. (Рассказ учителя, демонстрация коллекции или таблицы) 2) Особенности строения насекомых: хитиновый покров, его функции, тело и его отделы (три), особенности строения каждого из них, связанные с выполняемыми функциями. ( Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация коллекции, таблиц, использование рисунков.) 3) Усложнение мышечной системы – высокая степень ее дифференциации и специализации, что обеспечивает большие возможности в передвижении. ( Рассказ учителя, использование рисунка.) 4) Особенности строения нервной системы и органов чувств, связанные с более высоким общим уровнем организации насекомых. ( Беседа с использованием рисунков). 5) Особенности дыхания, связанные с жизнью на суше. Трахейная система, ее особенности и значение в жизни насекомых. ( Рассказ с элементами беседы, использование таблицы или рисунка). 6) Незамкнутая кровеносная система, особенности ее строения, роль гемолимфы в снабжении питательными веществами тканей и органов. ( Беседа с элементами рассказа, демонстрация таблицы.) 7) Усложнение пищеварительной и выделительной систем, разнообразие кормов, потребляемых растительноядными, хищными и всеядными насекомыми.( Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы, коллекции). III. Закрепление знаний об особенностях организации насекомых. Лабораторная работа «Внешнее строение майского жука» 1.Возьмите в руки жука и осторожно потройгайте его покров; Убедитесь , что он плотный. Из чего он состоит? 2.Определите приблезительную величину тела жука.Для этого используйте обычную линейку. 3.Найдите три отдела тела жука: Голову, грудь, брюшко. 4.Найдите по бокам головы два сложных глаза, а впереди них – одну пару усиков, рассмотрите их на рисунке 56 учебника. В тексте параграфа найдите ответ на вопрос: какое значение имеют эти органы в жизни жука? 5.рассмотрите грудной отдел жука с внутренней стороны, сосчитайте , сколько пар конечностей к нему прикрепляется , определите характер их строения. 6.найдите на спинной стороне жука плотные надкрылья, которые являются первой парой крыльев. Вторую пару составляют перепончатые крылья. Рассмотрите их на рисунке 56 учебника, определите , к какому отделу тела они прикрепляются. 7.Рассмотрите третий отдел жука – брюшко. Найдите членики ,отделяющиеся друг от друга насечками. Пользуясь рисунком 55 , найдите на брюшке дыхальца – небольшие отверстия, имеющие важное значение в дыхании жука. 8.Внимательно рассмотрите записи в таблице 7,подчеркните одной чертой признаки класса насекомых, двумя – признаки типа членистоногих. Таблица 7 Особенности внешнего строения насекомого На примере майского жука ПризнакиОсобенности Покров Величина тела Отделы тела Органы: - Головы - Груди - БрюшкаХитиновый, плотный 2 - 2,5 Голова, грудь, брюшко Одна пара усиков, грызущие ротовые органы, щупики, одна пара сложных глаз Три пары членистоногих ног; крылья: первая пара – надкрылья, вторая пара перепончатая Брюшко из 8 члеников, на каждом из них имеются отверстия-дыхальца По окончанию работы в беседе выясняются вопросы: из каких отделов состоит тело майского жук?Чем оно покрыто? Каковы особенности строения каждого из отделов? В заключении урока учащиеся подводятся к выводы, в котором отмечают особенности класса насекомых и типа членистоногих во внешнем строении майского жука. Домашнее задание: изучить текст на с.158-162, закончить оформление лабораторной работы.
|
Поиск
Архив записей
Адрес школы
Адрес: 423930, Татарстан г.Бавлы, ул Ленина 17 Служебные телефоны: Директор: 8(85569) 5-25-72 Секретарь и Завуч: 5-25-73 E-mail: school3uag@yandex.ru |